На месте нынешнего поселка Угра заканчивались знаменитые брянские леса. Здесь же были разбросаны небольшие деревеньки: Денисково, Воронцовский хутор (впоследствии переименованный в д. Комбайн), Вознесенье, Троицкое, и небольшие хутора. Места эти находились вдалеке от оживленных шоссейных и железнодорожных магистралей. Жители края, в большинстве своем, проживали жизнь, так и не увидев поезда, паровоза, города.. Ближайшим городом и железнодорожной станцией была Вязьма, расстояние до которой 70 – 80 км. Додраться до нее можно только на лошади, другого вида транспорта в то время не существовало. Жили так, что не каждый крестьянин имел хорошую лошадь, на которой можно проехать такое расстояние.
Большим событием в жизни жителей окрестных деревень стало решение правительства о строительстве железной дороги Вязьма-Брянск. Летом 1929 года в нашей местности начала работать изыскательная партия по прокладке железнодорожной линии, по окончании этих работ с октября 1929 года началось строительство полотна протяженностью 235 км. Для строительства было создано три строительных участка.
Первый строительный участок имел три дистанции. Его начальником стал инженер Яковлев. Контора участка размещалась в г. Вязьма. Руководство первой дистанции располагалось в п. Васынки Вяземского района, второй дистанцией – в д. Синютино. В то время деревня Синютино имела 12-14 хороших домов. В доме Кабанова Григория Тарасовича размещалась контора дистанции. Начальником дистанции был инженер Арнольд Николай Михайлович.
Вот что вспоминает один из строителей железной дороги:
… «С 1 января 1930 года я поступил работать делопроизводителем конторы третьей дистанции. На постройке железнодорожной линии, на нашей дистанции работало более 2 тысяч рабочих. Дистанция имела протяженность от разъезда Годуновка до разъезда Баскаковка расстоянием около 40 километров. Основными крупными объектами строительства были: железнодорожный мост через реку Угру, железнодорожный мост через реку Дебря, Вознесенская выемка от реки Угра до речки Сорочка (глубина выемки до 20 метров). На этой выемке работал небольшой экскаватор – один на всю дистанцию. Из выемки экскаватор выгружал грунт на узколинейные платформы, и маленький паровозик отвозил груженый состав в насыпь к р. Угра, к месту постройки железнодорожного моста, где производилась погрузка земли с платформ вручную землекопами. На устройстве земляного полотна работало много приезжих украинских грабарей на своих лошадях. Для строительства железнодорожных мостов были открыты два каменоломных карьера, из них один в деревне Городище и один в деревне Гремячка. Добывался бутовый камень, известняк, а по полям собирали большие камни, валуны для облицовки устоев моста. Валуны обрабатывались каменотесами и подвозились к месту строительства. В то время на постройке железнодорожных линий не было ни одной автомашины, все перевозные работы выполнялись только на лошадях. На перевозке камня, в основном, работали приезжие возчики – татары. На строительстве линии много работало рабочих из окружающих деревень. Одновременно с устройством земляного полотна, мостов интенсивно велось строительство временных гражданских построек, бараков для жилья приезжих рабочих, столовых, хлебопекарен, торговых ларьков и др. как только было закончено строительство временных построек, приступили к строительству капитальных: вокзалов, жилых домов и других необходимых построек эксплутационного назначения…
...Инженерами по дистанции работали: Грейлев Иосиф Андреевич, Инденбауер Лазарь Моисеевич. Техниками – Гуськов Николай Николаевич, Мурашов Михаил Михайлович. Прорабами на постройке моста «Дебря» - Кухарин Василий Спиридонович, на постройке моста «Угра» - техник Мурашов.
Из нашей местности работали десятниками по земляным работам: Янченков Петр Алексеевич из д. Макушкино, Курицин Петр Степанович из д. Судаково и многие другие. На дистанции работали табельщики, расчетчиками: Бедынков Иван Андреевич из д. Сидоровичи, Степанов Иван Степанович из д. Субботники, Дорников Афиноген из д. Васино. Зверьков Михаил Александрович из д. Селище. Фельдшером на дистанции работал Ивенков Василий Яковлевич...
Весной 1931 года на нашу дистанцию прибыла Саратовская трудовая колония со своим транспортом на лошадях. Для размещения колонии было построено общежитие, столовая и др. хозяйственные постройки на левом берегу реки Угры рядом с местом постройки железнодорожного моста.
В трудовой колонии были осужденные зажиточные крестьяне из Саратовской области, так называемые «твердозаданцы» т.е. имевшие твердое задание на сдачу государству хлеба. Трудоколония вела работы по насыпи земляного полотна в зимнее время. В мерзлый грунт пробивали пробоины, засыпали взрывчатое вещество «аммонал» и взрывали мерзлый грунт. Трудоколония на дистанции проработала два года...
Как видим, уровень механизации тяжелых и трудоемких работ в то время был очень низким. Но даже в таких тяжелых условиях строительство железной дороги шло сравнительно быстро. Уже в 1930 году из Вязьмы до Угры ходили рабочие поезда со строительными материалами.
В конце 1930 года на станцию Угра по новой желез­ной дороге прибыл первый паровоз «ОВ», и день этот стал большим праздником не только для строителей, но и для жителей окрестных сел и деревень. С открытием станции здесь же появился и небольшой пристан­ционный поселок. Разрасталось и ближайшее д. Денисково. Вскоре она слилась с пристан­ционным поселком.
Полностью железная дорога пущена в эксплуатацию в 1934 году.

77
Hosted by uCoz